Образование и наука на службе социального прогресса: итоги работы Агинского института в 2024 году
Агинский институт повышения квалификации выполняет государственные задания по реализации дополнительных профессиональных программ для работников социальной сферы и осуществляет научно-методическое сопровождение системы образования региона.

Образовательная деятельность.
Институт реализует программы повышения квалификации, адаптированные под современные требования.
- Реализовано 44 программы, всего обучено 1826 человек: руководители, педагоги, специалисты разных направлений.
- Проведена профессиональная переподготовка для 91 человека, включая 15 учителей начальных классов.
- Обучение по программам «Первая помощь», «Пожарно-технический минимум», «Инклюзивное образование».
За последние три года число обучающихся стабильно растет:
- В 2022 году было обучено 1519 человек, в 2023 — 1628, а в 2024 — уже 1826.
- Количество слушателей курсов по охране труда, первой помощи и другим аналогичным программам выросло с 483 в 2022 до 1172 в 2024 году.
Научно-методическая деятельность
Научно-методическая деятельность Агинского ИПК включает:
- реализацию национальных проектов («Образование», «Цифровая экономика», «Демография»);
- участие в федеральных проектах («Кадры для беспилотных авиационных систем», «Содействие занятости»);
- поддержку региональных инновационных площадок, центров «Точка роста», IT-кубов и других ресурсов;
- экспертную и редакционно-издательскую работу.
Достижения
Важным достижением стало получение степени кандидата культурологии проректором по научно-методической работе Е.С. Намжиловой за диссертацию о сохранении культурных традиций бурят.
Национальный проект «Образование»
Работа над проектом направлена на:
- повышение квалификации педагогов и управленцев;
- улучшение образовательного контента и воспитательной работы;
- обновление нормативной базы и методов преподавания;
- развитие программ воспитания и патриотизма.
В 2024 году были проведены:
- Межмуниципальная конференция по патриотическому воспитанию;
- Курсы повышения квалификации по обновлению образовательных программ;
- Выездные семинары по анализу уроков и проектированию индивидуальных образовательных маршрутов;
- Авторские курсы по новым подходам к проектированию уроков;
- Олимпиады для педагогов и учащихся.
Поддержка участников конкурсов
В рамках реализации проекта «Образование» была организована методическая поддержка участников профессиональных конкурсов. Педагог-психолог Туяна Очирова, призер краевого конкурса «Педагог-психолог» 2023 года, участвовала во всероссийском конкурсе благодаря поддержке специалистов Института.
Арюна Цырендашиева, победительница межмуниципального конкурса «Эрхим хүмүүжүүлэгшэ-2024», стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Методическую помощь ей оказывали Елена Намжилова и Дулмажаб Цынгуева.
Национальные проекты «Цифровая экономика» и «Демография»
В 2024 году особое внимание уделялось обучению педагогов использованию цифровых инструментов и искусственного интеллекта. Проректор по ИТ и методисты прошли подготовку по программам «Преподаватель в сфере беспилотных авиационных систем» и «Оператор БВС».
Совместно с компанией «1Т» были проведены курсы повышения квалификации по пилотированию БВС и преподаванию нейронных сетей и Python.
Разработаны и внедрены программы:
- «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога»;
- «Технологии искусственного интеллекта и нейросети в деятельности современного педагога».
Сопровождение инновационных площадок
В 2024 году Институтом проводились мероприятия для поддержки региональных инновационных площадок, центров «Точка роста», IT-куба и других структур:
- Семинар окружных ресурсных центров;
- Конференция «Точка роста - территория возможностей для сельских школьников»;
- Презентация проекта «Этноград» на форуме «Этнокультурное образование»;
- Краевая сессия «Перспективы этнокультурного образования»;
- Межрегиональный семинар по преподаванию родных языков.
Экспертная деятельность
Сотрудники Института провели экспертизу:
- Исследовательских работ на научных конференциях;
- Творческих работ конкурсов эссе и сочинений;
- Материалы межмуниципальных конкурсов;
- Учебные планы школ округа.
Дулмажаб Цынгуева, кандидат культурологии, участвовала в качестве эксперта на Всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка и литературы» в Казани.
Редакционно-издательская деятельность
В 2024 году изданы авторские сборники педагогов:
- А.В. Арбалжинов, «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по технологии»;
- Ц.Э. Базаров, Г.Ц. Болотова, «Формирование технологической грамотности обучающихся во внеурочной деятельности»;
- Б.Б. Болотова, «Буддын шажанай заабаринууд»;
- Б.Б. Болотова, «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»;
- Б.Б. Болотова, «Организация исследовательской работы с молодежью по краеведению»;
- Б.Ч. Дарижапова, «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики и внеурочных занятиях»;
- Ц.Л. Цыбенова, А.М. Беляев, «Подготовка к географическим олимпиадам в Агинской гимназии».
Ежегодный сборник «Социальная сфера Агинского Бурятского округа: цифры, факты и перспективы» содержит отчеты социальных отделов и актуальные задачи на будущий год. Журнал «Вестник образования Аги» за 2024 год включал выпуски:
- «Деятельность образовательных организаций в Год семьи»;
- «Материалы межрегионального семинара «Преподавание родных языков и трансляция национальных культур в современной системе образования».